Само слово «шахзаде» имеет персидское происхождение: «шах» — правитель, «заде» — сын — это значит «сын правителя». Османы стали нарекать титулом «шехзаде» мальчиков, которые являлись прямыми потомками султана. то есть его сыновьями. Но так называли не только сыновей султана.
До времён султана Ахмеда I повзрослевшие сыновья падишаха тоже могли иметь детей от своих наложниц и жён. Сыновья османских принцев тоже получали титул «шехзаде». То есть внуки султана также имели право называться «шехзаде».
Шехзаде запретили иметь сыновей
Как я отметила, до султана Ахмеда I все шехзаде могли иметь свое потомство. Но начиная от Ахмеда I и продолжая до Абдул-Азиза, наследникам султана было запрещено иметь детей. Вот так с 1600-х по 1800-е османские султаны не имели внуков. Прошло более двухсот лет, прежде чем родился новый внук султана. Произошло это тогда, когда Абдул-Азиз официально стал наследником престола и уже готовился к своему султанату — у него родился сын. Это стало началом эры новых традиций. Сыновья последних правителей получили возможность жениться и заводить своих детей, а их сыновей снова стали называть «шехзаде».
Шехзаде или челеби
Однако в 14-м и 15-м веках Османские принцы часто получали титул «челеби», а не «шехзаде». А с 19-го века к принцам Османской империи принято стало обращаться «эфенди».
Все шехзаде по достижению подходящего возраста назначались своим отцом султаном санджакбеями. Наследные принцы отправлялись в управлять в провинции, такие как Маниса (Сарухан), Кютахья, Конья, Амасья и Кастамону. Там они учились управлять государством и решали разные административные вопросы доверенных им районов. Но потом это прекратилось. Последний шехзаде, который отправился в санджак, был Мехмед III.
Своих сыновей Султан Мехмед III на обучение для получения навыков управления ни куда не отправлял. И начиная с Ахмеда I и его братьев, шехзаде содержались в Кафесе, специальной тюрьме для принцев. В Кафесе шехзаде могли жить десятками лет в вечном страхе быть задушенными. Но иногда они выходили оттуда живыми и становились султанами.
Насчет того что шехзаде содержались в кафесе. В кафесе содержались шехзаде которые являлись братьями действующего султана. Насчет сыновей мне не известно. Но как мне кажется их не могли отправлять в кафес. Хоть и они тоже могли предоставлять опасность для султана. Но кафес стал заменой закону Фатиха, о братоубийстве.
Опасными для султана, всегда считались его братья. Понятно что наследников бы убивать не стали, а вот кафес для них был бы вполне логичным.
Но это довольно сомнительно, что сыновей султана могли запирать в кафес, так как по сути основную опасность создавали братья, так как они имели равные права на престол, после смерти султана.
И так как, их отец уже умер, их права вступали в силу. Править мог только один, и при восхождении одного из братьев на престол, у других оказаться там, практически не было шанса.
И из за жажды власти они могли пытаться, свергнуть вошедшего на престол султана, и занять его место по праву правления от уже умершего отца.
Сыновьям же султана, не было такой необходимости свергать султана, так как они имели права взойти на престол после его смерти, и они скорее боролись между собой, а не со своим отцом.
Увы, я вас огорчу. Но сыновья султана заключались в кафесе. Эту традицию начал Султан Мехмед III, сын Сафие султан. Взойдя на престол, он казнил 19 своих братьев. А всех своих сыновей он потом оставил в кафесе, под своим присмотром. Именно там и вырос Султан Ахмед I и его младший брат Мустафа I. Османские султаны не разделяли братьев и сыновей на «опасных» и «не опасных». Для них каждый был потенциальным соперником. Вспомните историю Селима Явуза и его отца Султана Баязида. Сын сверг отца. А история с казнью шехзаде Мустафы по приказу Султана Сулеймана помните? Отец убил сына. К тому же, нередки были случаи, когда шехзаде начинали воевать за трон ещё при своём живом и правящем отце. В общем говоря, времена тогда были сложные и опасные.