Сегодня, услышав слово гарем, многие вспоминают о пережитках прошлого, думая, что сегодня такого явления уже нет. Но в некоторых восточных странах до сих пор остались подобные традиции. Их отголосками являются полигамия и многоженство.
К современным гаремам отношение остается неоднозначным, одни уверены в том, что это рабство и унижение для женщины, другие наоборот считают это свободой и благополучием.
Сам гарем возник в далекие времена в арабском мире. И в переводе с арабского гарем «харам» означает «запретное, священное место». Женщины, которые становились частью гарема, жили в отдельно отведенном помещении, которое было недоступно для постороннего глаза и охранялось очень тщательно. Под покровительством влиятельного мужчины в гареме кроме наложниц проживали ещё матери, сестры, жены, дочери, родственники и слуги. В эту тайную обитель другие мужчины могли попасть только в качестве лекарей, учителей и музыкантов.
Самый большой гарем по числу наложниц был в Стамбуле и принадлежал он Османским султанам. В нем насчитывалось около 1000 женщин.
Со стороны могло показаться, что жительницы гарема оторваны от общества и заточены в клетку. Но наложницы вовсе не умирали в нем от скуки в четырёх стенах. Во дворце, где собственно и располагался гарем, были выделены комнаты, в которых прелестницы учились, развлекались и ухаживали за своей красотой. Для девушек устраивали театральные выступления, приглашали педагогов, обучали их танцам и музыке, а также обеспечивали им разнообразные спа-процедуры, поскольку красота наложниц была на первом месте.
Каждую особу тщательно отбирали по определённым критериям, которые были расписаны вплоть до того, какое количество блондинок и брюнеток должно быть в гареме. Восточным султанам нравились женщины с четкими очертаниями талии и бёдер, поэтому на размер груди смотрели во вторую очередь. Большой спрос был на девушек славянской и кавказской внешности. Не обходили без внимания и уровень умственных способностей девушки. Она ни в коем случае не могла быть глупой, ведь не исключалась вероятность рождения детей от султана. Некоторые родители, скорее всего из бедности, сами приводили своих дочерей и оставляли их в гареме, получая за них денежную награду. Об этом свидетельствуют документы, по которым султан получал все права на девушку. Но семья девушки могла получить за неё цену гораздо меньше при обнаружении у неё недостатков во внешности или если девушка вела себя неподобающе.
Гаремы могли переходить от одного правителя к другому после смерти. При этом менялись требования и стандарты, касающиеся внешности девушек. Так, например, в гареме султана Ибрагима I приветствовались толстушки, поэтому девушек специально раскармливали и не позволяли им много двигаться, чтобы они поскорее набирали вес до заветных 150 кг минимум.
Без исключения все наложницы должны были постигать разные науки, особенно языки, поэзию, каллиграфию, правила этикета и осваивать игру на музыкальных инструментах. Ещё они должны были уметь ухаживать за своей внешностью, правильно выбирать наряды и украшения к ним. Историки, изучив письма жён султанов, которые хранятся в архивах, сделали вывод, что женщины внутри гарема получали хорошее образование.
Гаремное общество подчинялось четкой иерархии. От того насколько женщина была близка к господину, зависело её положение в гареме. Если девушка становилась любимицей султана или у неё рождался от него ребенок, то её статут становился выше. Любимые жёны получали от супруга-султана больше внимания, им дарили больше драгоценностей и подарков, иногда даже им дарили личные дворцы. Порой женщины становились настолько влиятельными, что пользуясь благосклонностью и любовью правителя, могли вмешиваться в политику. Из-за этого в истории Османской империи была целая эпоха женского султаната. Амбициозные наложницы из простой рабыни превращались в настоящую госпожу. Менее везучие девушки могли рассчитывать лишь на должность прислуги.
Однако, наложница всё же могла покинуть дворец, если за 10 лет она не получила внимания со стороны своего покровителя. Таким женщинам, которые уходили из гарема, выдавали материальную поддержку, чтобы она могла начать новую жизнь. Они получали золото, ткани, драгоценные камни. Всем бывшим служительницам гарема назначали пожизненное жалование, и они пользовались влиятельным положением в обществе. Но, не смотря на все привилегии, не многие женщины осмеливались менять привычный образ жизни на свободу.
Во дворце среди женщин имелись и свои должности. Поэтому у девушек был шанс построить неплохую карьеру. Среди архивных записей историки нашли записи, где зафиксированы такие обязанности как хранитель печати, казначей, заведующая винным погребом и другие назначения. За проделанную работу девушки получали оплату. Также существовали правила и процедуры, касающиеся султанской спальни. Был даже журнал записи посещения девушками покоев повелителя. По традиции ночь пятницы принадлежала любимым женам. Поскольку жен у султана было несколько, составляли расписание, по которому женщины проводили с ним ночи. Говорят, что если падишах отказывал жене в близости, то она могла на него пожаловаться.
В наше время в некоторых мусульманских странах до сих пор возможно многоженство, иногда женщины приветствуют это и добровольно соглашаются на этот брак. Однако, для женщин европейского ментальности подобное кажется невозможным, а жены многоженцев для них выглядят как заложницы мужских утех.
Today, having heard the word harem, many recall the remnants of the past, thinking that today such a phenomenon no longer exists. But in some eastern countries, similar traditions still remain. Their echoes are polygamy.
The attitude towards modern harems remains ambiguous, some are sure that this is slavery and humiliation for a woman, others, on the contrary, consider this freedom and well-being.
The harem itself originated in ancient times in the Arab world. And in Arabic, harem «haram» means «forbidden, sacred place.» Women who became part of the harem lived in a separate room, which was inaccessible to prying eyes and was guarded very carefully. Under the patronage of an influential man, in addition to concubines, mothers, sisters, wives, daughters, relatives and servants also lived in the harem. Other men could enter this secret abode only as healers, teachers and musicians.
The largest harem in terms of the number of concubines was in Istanbul and it belonged to the Ottoman sultans. There were about 1000 women in it.
From the outside, it might seem that the inhabitants of the harem are cut off from society and imprisoned in a cage. But the concubines did not die of boredom in the four walls. In the palace, where the harem itself was located, rooms were allocated in which the charmers studied, had fun and looked after their beauty. Theatrical performances were arranged for the girls, teachers were invited, they were taught dance and music, and they were also provided with a variety of spa treatments, since the beauty of the concubines was in the first place.
Each person was carefully selected according to certain criteria, which were painted down to how many blondes and brunettes should be in the harem. The eastern sultans liked women with a clear outline of the waist and hips, so they looked at breast size in the second place. There was a great demand for girls of Slavic and Caucasian appearance. The level of mental abilities of the girl was not ignored either. In no case could she be foolish, because the possibility of having children from the Sultan was not ruled out. Some parents, most likely out of poverty, brought their daughters themselves and left them in the harem, receiving a monetary reward for them. This is evidenced by the documents according to which the Sultan received all the rights to the girl. But the girl’s family could get a much lower price for her if she had flaws in her appearance or if the girl behaved inappropriately.
Harems could pass from one ruler to another after death. At the same time, the requirements and standards regarding the appearance of girls changed. So, for example, fat women were welcomed in the harem of Sultan Ibrahim the first, so the girls were specially fed and did not allow them to move much so that they would quickly gain weight up to the cherished 150 kg minimum.
Without exception, all concubines had to comprehend various sciences, especially languages, poetry, calligraphy, rules of etiquette and master playing musical instruments. They also had to be able to take care of their appearance, choose the right outfits and jewelry for them. Historians, having studied the letters of the wives of the sultans, which are stored in the archives, concluded that women inside the harem received a good education.
The harem society was subject to a clear hierarchy. From how close the woman was to the master, her position in the harem depended. If a girl became the favorite of the Sultan or she had a child from him, then her statute became higher. Beloved wives received more attention from their husband-sultan, they were given more jewelry and gifts, sometimes even they were given personal palaces. Sometimes women became so influential that, using the favor and love of the ruler, they could interfere in politics. Because of this, in the history of the Ottoman Empire there was a whole era of the female sultanate. Ambitious concubines from a simple slave turned into a real mistress. Less fortunate girls could only count on the position of servants.
In the palace, women also had their own positions. Therefore, the girls had a chance to build a good career. Among the archival records, historians have found records that record such duties as the keeper of the seal, treasurer, head of the wine cellar and other appointments. The girls were paid for the work they did. There were also rules and procedures regarding the Sultan’s bedroom. There was even a journal recording the girls’ visits to the master’s quarters. By tradition, Friday night belonged to beloved wives. Since the sultan had several wives, they made a schedule according to which women spent nights with him. They say that if the padishah refused his wife intimacy, then she could complain about him.
The woman from the harem still lost the palace if for 9 years she did not receive attention from her patron. Thus, the women who left the harem gave out material support so that she could start a new life. They check gold, textiles, precious stones. All former servants of the harem were assigned a lifetime salary, and they occupied an influential position in society. But, despite all the privileges, many women did not dare to change their usual way of life for freedom.