Друзья, сегодня я хочу пересказать вам отрывок из книги «Расцвет и упадок Османской империи» вышедшей в 1977 году. Автором этой книги является лорд Кинросс. Книгу очень уважают по всему миру, в том числе и в Турции.
Всем известно, что Сулейман был очень увлечен рыжеволосой девушкой славянского происхождения. Он в буквальном смысле был околдован ею. Девушка стала широко известна в Европе как Ла Росса, по другому они звали её Роксолана — пленница из Галиции, дочь украинского попа. Османы называли её просто — Хюррем, что означало «веселая» или «смеющаяся».
Сулейман настолько привязался к ней, что она вытеснила из его жизни предыдущую фаворитку Гюльбахар, известную нам как Махмдевран — Весенняя роза.
В последующем же Хюррем и Сулейман стали настолько близки, что девушка даже вытеснила из близкого окружения султана его лучшего друга Ибрагима, на печальную судьбу которого она вполне могла повлиять.
Рокслолана была тонкой, изящной и невысокого роста. Современники особо не хвалили красоту девушки. Они скромно называли её милой, но первой красавицей она для них не была точно. Однако живость её ума, энергичность и весёлый нрав заставили Сулеймана влюбится в неё. Она дарила ему умиротворение, очаровывая своими манерами. Эта женщина тонко чувствовала и быстро схватывала настроение своего возлюбленного. Она с легкостью читала его мысли и умела направить их в нужное для себя русло.
Первое, что сделала Хюррем, так это то, что она убрала со своей дороги свою основную соперницу. Так сказать «первую леди», которая была второй по важности женщиной после матери Сулеймана. Махидевран в прямом смысле отправилась в ссылку в Манису.
Подарив султану детей, Хюррем, невзирая на все предписанные мусульманские каноны, умудрилась стать его законной супругой с богатым приданым. До этого на протяжении двухсот лет подобное не удалось сделать ни одной наложнице.
Потом, в 1541 году, в гареме произошел большой пожар. Здание было сильно повреждено. Тогда Хюррем перебралась во дворец Топкапы — Большой Сераль — где жил сам султан. Тогда, по всем правилам, султан жил отдельно, гарем отдельно. И поэтому переезд Хюррем во дворец, где султан жил и вёл государственные дела, стал новым прецедентом, который выходил за рамки османских порядков. С тех пор Хюррем и Сулейман были неразлучны.
Хюррем султан собой она перевезла свои вещи и огромную свиту, в которую входили сто служанок, личный портной и евнух, у которого тоже было тридцать своих рабов. Традиционно до этого момента ни одной женщине не позволялось проводить ночь в Большом Серале. Но Хюррем султан переехала туда навсегда и жила там до последнего своего дня. Со временем там построили новое помещение для гарема.
После казни Ибрагима
И вот проходит семь лет после смерти Ибрагима-паши. Хюррем султан получила единоличную власть над Падишахом. Теперь она ему и жена, и друг, и советник. Она добивается для своего зятя Рустема-паши должности великого визиря. Сулейман всё больше доверял Рустему управление государством. А сама Хюррем становилась всё ближе к зениту своего могущества.
На характер Сулейман был крайне терпелив, неподкупен и добр к тем, кого любил. Но при этом в нём сохранился запас хладнокровности. Жестокость, порожденная желанием абсолютной и неоспоримой власти, тихо скрывалась внутри него. И где-то там внутри его грыз червяк подозрительности к тем, кто мог бы стать его соперником.
Хюррем, знавшая об этих его чертах, как на музыкальном инструменте умело играла струнами этой его натуры. Она родила на свет от султана четырёх престолонаследников — это были Мехмед, Селим, Баязид и Джихангир. Но Мехмед умер, поэтому старшим для Хюррем остался Селим. И именно ему из всех она отдавала предпочтение. Сулейман, вопреки её ожиданиям, преемником видел Мустафу, своего первого сына от Махидевран.
Молодой и красивый Мустафа был многообещающим наследником. Рассудительный, хорошо образованный, он как раз был в подходящем для правления возрасте. Сулейман сам готовил его к назначению на несколько ответственных государственных должностей. И вот Мустафа губернатор Амасьи и он держит путь на Персию.
Сильного духом и отважного в бою Мустафу сильно любили янычары. Они считали его достойным наследником престола. Его они хотели видеть своим падишахом после Сулеймана.
На кануне третьего военного похода на Персию, Сулейман впервые принял решение не отправляться туда. Ему уже 60 лет. Все полномочия воеводы он передает Рустему-паше.
Заговор против Мустафы
Вскоре, после начала похода, Сулейман стал получать весточки через посланника Рустема. В них говорилось, что янычары крайне недовольны, они бунтуют и хотят, чтобы вместо султана Сулеймана их возглавлял шехзаде Мустафа. Со слов посланника янычары говорили, что султан уже слишком стар, чтобы лично вести войска на врага. Они хотят видеть Мустафу на месте султана, и только великий визирь препятствует этому. Посланник Рустема передал Сулейману и то, что сам Мустафа не против и прислушивается к янычарам. Рустем в своих посланиях умолял султана приехать и взять под свой контроль командование янычарами, иначе он потеряет свой трон.
Для Хюррем это была хорошая возможность настроить отца против сына. Она могла легко сыграть нужный мотив на подозрительности Сулеймана, как на струнах. И с помощью этой песни заронить чувства неприязни к амбициозности его сына, внушить ему, что Мустафа хочет поднять бунт и свергнуть Сулеймана, как это когда-то сделал его предшественник Селим I со своим отцом.
Сулейман долго думал отправляться в поход или нет. Он терзался сомнениями и мучился от мыслей, что ему придется принять чудовищное решение по отношению к родному сыну. В конце концов он отправляется к муфтию, чтобы получить от него приговор.
А чтобы приговор действительно был беспристрастным, по свидетельствам Бусбека (посла императора Карла) он (Сулейман) сказал муфтию, что в Стамбуле жил один уважаемый торговец. Этому человеку понадобилось покинуть город и он попросил своего верного раба присмотреть за домой, женой и его детьми. Но в его отсутствие этот раб стал присваивать хозяйство своего господина, более того замыслил нехорошее против его жены и детей, да к тому же вздумал убить своего хозяина. И султан спросил: «Какой законный приговор должен быть вынесен этому рабу?». На это муфтий ответил, что раб заслуживает казни.
Этот ответ спас Сулеймана от религиозных самоистязаний. Он отправился в поход. В сентябре добрался до места локации своего военного штаба и там вызывает к себе Мустафу.
Отец становится сыноубийцей
Друзья молодого шехзаде, чуявшие беду, сразу предупредили Мустафу о возможной опасности и просили его не ехать к отцу. Но Мустафа сказал, что если ему суждено умереть, то для него самым лучшим будет поехать к тому, от кого началась его жизнь. Бусбек писал, что Мустафа тогда стоял перед сложным выбором: если он отправится к своему отцу, то тот в приступе гнева и обиды поставит его жизнь под угрозу, но если он откажется повиноваться — это станет признанием акта измены своему отцу. И сын выбрал первый вариант — он смело отправился в лагерь султана. Возможно Мустафа надеялся на то, что отец не сможет убить его, своего родного сына.
Когда Мустафа вошел в шатёр, там почти никого не было, ни охраны, ни тех, кто сопровождал бы султана. Но его сразу же встретили немые слуги — сильные и здоровые мужчины — его палачи. Они накинулись на Мустафу и старались накинуть петлю на его шею, чтобы задушить. Но крепко сложенный шехзаде отчаянно стал сопротивляться. Тогда он ясно понимал, что теперь ему надо бороться не столько за свою жизнь, сколько за трон повелителя. И для сомнений времени у него не осталось: если он сумеет вырваться из рук смерти и призвать янычар, то он спасет свою жизнь. Злые янычары, так любящие шехзаде непременно бы защитили его и провозгласили бы падишахом.
Сулейман тоже это прекрасно понимал. Всего лишь льняная занавеска отделяла его от бьющегося в руках палачей сына. Он выглянул туда, где был Мустафа и одним свирепым взглядом приказал убийцам немедленно покончить с шехзаде. Испугавшись гнева султана немые слуги прибавили сил, повалили на землю бедного Мустафу, набросили шнурок на его шею, затянули его и не отпускали до тех пор, пока шехзаде не перестал сопротивляться.
Мёртвого Мустафу вынесли из султанского шатра, положили на ковёр и оставили на обозрение янычар. Скорбь, ужас и гнев овладели ими. Но они были бессильны перед смертью любимого ими Мустафы, который бездыханно лежал перед ними.
Армия находилась во враждебном волнении. Чтобы усмирить своих солдат, Сулейман принял решение отстранить Рустема-пашу от должности великого визиря, главнокомандующего и освободить его от прочих обязанностей. Но через два года Рустем возвращается к власти, после казни Ахмеда-паши, который после него занял пост великого визиря. Естественно тут не обошлось без поддержки Хюррем.
Через три года, а именно в 1558 году, Хюррем султан отдает душу Аллаху. Убитый горем Сулейман долго оплакивает свою любимую. Чтобы она могла покоится с миром, он хоронит её за своей собственной мечетью Сулеймание, в усыпальнице, которую приказал построить специально для Хюррем.
Судьбы детей Хюррем и Сулеймана
Хюррем смогла добиться поставленных перед собою целей. Возможно, если бы не она, то история османов сложилась бы совсем иначе.
Она сделала всё , чтобы империю унаследовал один из её сыновей: самый старший Селим, которого особо ничего не интересовало, кроме выпивки, и средний её сын Баязид, по мнению многих более достойный. Баязид, как и Мустафа пользовался уважением янычар. Он унаследовал от своего отца только лучшие качества, такие как смелость, отвага, справедливость. А самый младший из её сыновей Джихангир был очень больным и телом, и душой. После смерти Мустафы он не смог пережить утраты брата и вскоре скончался сам.
Единственные оставшиеся в живых Селим и Баязид люто ненавидели друг друга. Чтобы они не пересекались между собой и не устраивали междоусобиц, Сулейман решил отправить их в разные части империи в качестве санджакбеев.
Однако это не помогло. Спустя всего несколько лет братья устроили гражданскую войну, в которой у каждого была своя армия. В 1559 году Селим, при поддержке армии своего отца смог отбросить войска брата. Баязид взяв с собой своих четырёх сыновей и небольшую но вполне боеспособную армию, ушел просить убежища у персидского шаха Тахмаспа, давнего врага Сулеймана.
Баязид повторил судьбу Мустафы
Тахмасп принял Баязида со всем почетом, королевским размахом и подарками. На что второй ответил взаимностью и преподнес свои дары: 50 скакунов, каждый был украшен богатой сбруей. А кавалерия шехзаде Баязида показала персам свое мастерство верховой еды, от которой местная публика пришла в восторг.
После такого радушного приёма между шахом и султаном началась дипломатическая переписка, в которой Сулейман требовал вернуть ему сына, либо шах должен был казнить Баязида или же быть казненным самому. Согласно мусульманскому гостеприимству Тахмасп не мог убить Баязида, ведь он прибыл к нему как гость.
Изначально шах принял Баязида, чтобы потом обменять его на территории в Месопотамии. Но он понял, что затея его пуста и Баязид был взят под стражу. Понимая, что он не сможет противостоять Сулейману, Тахмасп принял компромиссное решение, которое гласило, что османский принц будет казнен на его земле, но палачом должен был быть человек султана.
За большое золотое вознаграждение шах Тахмасп передал Баязида султанскому палачу. Перед смертью Баязид просил лишь об одном — дать ему обнять своих сыновей в последний раз. Но ему отказали, набросив петлю на шею и задушив его. Потом та же участь настигла и его сыновей. Не пощадил Сулейман и самого младшего сына Баязида, которому на тот момент было только три года. Он находился со своей матерью в Бурсе, где за ним пришла смерть в лице евнуха.
Вот так освободилась дорога к султанскому трону для Селима. С тех самых пор Османская империя шла к своему упадку верным путем.