Шехзаде Мустафа в великолепном веке был представлен нам в качестве первого наследника Сулеймана Великолепного от его жены Махидевран. Этого героя сериала по очереди сыграли три актёра. Образ наследного османского принца полюбился многим телезрителям. Благородный, справедливый и милосердный. Но каким был исторический шехзаде Мустафа? Если обратиться к запискам его современников, то можно узнать, насколько сильно он отличался от того Мустафы, которого нам показали в сериале.
Посол Ляфор прибыл в Стамбул из Италии как раз в тот момент, когда Сулейман унаследовал престол. В своём дневнике он сделал записи о том, что гарем молодого повелителя прибыл вслед за ним из Манисы. Среди всех женщин выделялась лишь одна. Это была Махидевран султан – самая молодая жена Сулеймана. Вместе с ней в Стамбул приехал и её сын Мустафа, которого падишах очень любил.
С самого юного возраста шехзаде проявлял большой интерес к истории и тягу к военному делу. В свободное время он не упускал возможности потренироваться на мечах или устроить бои на матраках.
По словам того же итальянского посла Ляфора, Мустафа внешне больше походил на свою мать – он был стройным и высоким, как Махидевран. От отца же ему достались худые и кривые ноги.
Спустя три года после того, как шехзаде Мустафа отправился в Манису, Ляфор уехал из османской империи. И через пять лет уже венецианский посол увидел взрослого наследника Сулеймана. Этим человеком оказался Брагинни. Он тоже отметил, что Мустафа имеет минимальное сходство со своим отцом.
Брагинни также очень интересно отозвался о характере старшего сына султана. Он назвал его довольно высокомерным. По его словам Мустафа на всех своих слуг и даже на визирей и пашей смотрел свысока. Он вёл себя так, словно его подданные были не достойны даже одного его взгляда. Во время заседания на совете Дивана наследный принц мог колкостью указать визирю на его место. Бывало даже так, что шехзаде шёл наперекор своему отцу. А вот с янычарами Мустафа был совсем другим. Их он считал, чуть ли не главным достоянием османской империи.
Сулейману совершенно не нравилось подобное поведение его сына. Но шехзаде Мустафу это вовсе не беспокоило. Он будто не нуждался в поддержке отца. Будучи уверенным в своем превосходстве, шехзаде часто делал всё по-своему, и не слушался своего отца-Падишаха. Вопреки традициям Мустафа носил бороду, когда согласно правилам бороду имел право носить только султан. Также Мустафа заключил никях с тремя своими наложницами, что тоже было строго запрещено. К тому же эти браки были совершенно бессмысленными с точки зрения политики, поскольку не несли никакой пользы для государства и династии.
В записях Брагинни была обнаружена информация о том, что отношение Сулеймана к своему старшему наследнику становилось хуже и хуже с каждым днём. Видимо это было связано с тем, что Падишах начал видеть в Мустафе не своего сына, а врага и соперника. Не исключено, что на это повлияла его законная супруга Хюррем. Султанша могла отчитать своего пасынка у всех на виду, не боясь быть наказанной за это. Стараниями Хюррем шехзаде Мустафа был отправлен из Манисы в Амасью. Уезжая, Мустафа дал янычарам слово, что скоро он вернётся обратно, и после его возвращения жизнь всех воинов станет намного лучше.
Сулейман был настолько разочарован в своем старшем сыне, что не стал его провожать. Когда он смотрел на Мустафу, Брагинни заметил во взгляде Падишаха злость и ненависть, слово перед ним стоит не сын, а заклятый враг.
Самоуверенность Мустафы, нарушение традиций, схожесть шехзаде с матерью, браки с наложницами, отращенная борода, неуважение родного отца, а также влияние Хюррем на Сулеймана – по мнению венецианца, всё это в совокупности подтолкнуло султана к казни своего старшего наследника.
Другие современники Сулеймана Великолепного подмечали, что соразмерно взрослению шехзаде Мустафы, росла и пропасть между ним и его отцом-падишахом. Это становилось заметным уже в то время, когда они жили под сводом дворца Топкапы. И объяснялось это тем, что Мустафа был сильно похож на свою мать не только внешностью, а ещё и своим характером. Именно это так не нравилось Сулейману. Как бы то ни было, настоящий шехзаде Мустафа был полной противоположностью Мустафы из нашего любимого сериала Великолепный век.
Shehzade Mustafa: naughty, arrogant and bow-legged — that’s what foreign ambassadors wrote about him
Shehzade Mustafa in a Magnificent Century was presented to us as the first heir of Suleiman the Magnificent from Mahidevran. The image of the Ottoman crown prince fell in love with many viewers. Noble, just and merciful. But what was Mustafa’s historical shehzade? If you turn to the notes of his contemporaries, you can find out how much he differed from the Mustafa we were shown in the series.
Ambassador Lafort arrived in Istanbul from Italy just at the moment when Suleiman inherited the throne. In his diary, he made notes that the harem of the young ruler arrived after him from Manisa. Among all the women, only one stood out. It was Mahidevran Sultan — the youngest wife of Suleiman. Together with her, her son Mustafa, whom the padishah loved very much, came to Istanbul.
From a very young age, shehzade showed great interest in history and a craving for military affairs. In his free time, he did not miss the opportunity to practice with swords or arrange fights on mattresses.
According to the same Italian ambassador Lafort, Mustafa outwardly looked more like his mother — he was slender and tall, like Mahidevran. From his father, he inherited thin and crooked legs.
Three years after Shehzade Mustafa went to Manisa, Lafort left the Ottoman Empire. And five years later, the Venetian ambassador saw the adult heir to Suleiman. That man was Braginni. He also noted that Mustafa has a minimal resemblance to his father.
Braginni also spoke very interestingly about the character of the eldest son of the Sultan. He called him rather arrogant. According to him, Mustafa looked down on all his servants and even on viziers and pashas. He acted as if his subjects were not worthy of even one look from him. During a meeting at the council, the crown prince could taunt the vizier in his place. It even happened that shehzade went against his father. But with the Janissaries, Mustafa was completely different. He considered them almost the main asset of the Ottoman Empire.
Suleiman did not like this behavior of his son at all. But shehzade Mustafa was not worried at all. He didn’t seem to need his father’s support. Being confident in his superiority, shehzade often did everything in his own way, and did not obey his father, the Padishah. Contrary to tradition, Mustafa wore a beard when, according to the rules, only the sultan had the right to wear a beard. Mustafa also concluded nikah with three of his concubines, which was also strictly prohibited. In addition, these marriages were completely meaningless from the point of view of politics, since they did not carry any benefit for the state and the dynasty.
In the records of Braginni, information was found that Suleiman’s attitude towards his eldest heir was getting worse and worse every day. Apparently, this was due to the fact that the Padishah began to see Mustafa not as his son, but as an enemy and rival. It is possible that this was influenced by his legal wife Hurrem. The sultana could chastise her stepson in front of everyone, without fear of being punished for it. Through the efforts of Hurrem, Shehzade Mustafa was sent from Manisa to Amasya. Leaving, Mustafa gave the Janissaries a word that he would soon return back, and after his return, the life of all the soldiers would become much better.
Suleiman was so disappointed in his eldest son that he did not see him off. When he looked at Mustafa, Braginni noticed anger and hatred in the eyes of Padishah, the word in front of him was not a son, but a sworn enemy.
Mustafa’s self-confidence, violation of traditions, the similarity of shehzade with her mother, marriages with concubines, a grown beard, disrespect for her own father, as well as the influence of Hurrem on Suleiman — according to the Venetian, all this together pushed the Sultan to execute his eldest heir.
Other contemporaries of Suleiman the Magnificent noticed that, in proportion to the growing up of Shehzade Mustafa, the abyss between him and his padishah father grew. This became noticeable already at the time when they lived under the arch of the Topkapı Palace. And this was explained by the fact that Mustafa was very similar to his mother, not only in appearance, but also in his character. This is what Suleiman did not like so much. Be that as it may, the real Shehzade Mustafa was the exact opposite of Mustafa from our favorite series Magnificent Century.
Friends, what do you think, what was Shehzade Mustafa really like? Like in the series, or like it was described by the ambassadors of that time? Write your opinion in the comments. I’ll be glad to know what you think about it.
С точки зрения чистой психологии Сулейман не мог питать той любви к старшему сыну, которая показана в сериале. До Хюррем он был младшим сыном Сулеймана и находился в тени старших братьев. Махидевран не была любимой наложницей в Манисе. Её жалование было на ахче меньше, чем у трех главных наложниц. То есть, Мустафа и не являлся сыном любимой женщины, что могло бы выделить его среди братьев.
В 21 году от оспы умирают старшие братья Мустафы, и он становится старшим сыном. В том же году любимая женщина рожает Сулейману Мехмета. То есть у Мустафы не было времени занять в сердце отца особенное место.
Махидевран не была любимой женщиной Сулеймана, но была грамотным пиар-менеджером своего сына. Двор в Манисе был очень пышным, что отмечали иностранные послы. Махидевран прикармливала янычар, а также содержала огромную сеть информаторов. Все эти люди также занимались пиаром старшего шехзаде, а также антипиаром младших шехзаде и их матери.
Про Джихангира, который умер от тоски тоже скорее всего Махидевран сказку сочинила и по своим каналам распространила. Джихангиру было два года, когда Мустафа уехал в Манису. Никакой любви там быть не могло. Логичнее, что Джихангира отравила Махидевран из мести. Можно предположить, что за его безопасностью следили хуже, чем за безопасностью старших шехзаде, поскольку претендентом на трон он не был.
А иностранные послы видимо слышали, как Хюррем Сулейман нашептывала, что Мустафа такой сякой. Вот откуда такие предположения?